Четверг, 19 июля 2018
Четверг, 19 июля 2018
Популярно
Что такое Типтроник в АКПП и как он работает
3:51, 01 июля 2018

Что такое Типтроник в АКПП и как он работает



Типтроник (Tiptronic) данная функция позволяет контролировать динамику автомобиля при различных режимах работы двигателя с автоматической коробкой передач, как типтроник. Именно она заслуживает внимание современного автомобилиста, который любит практичность и функциональность. Коробка автомат сегодня является одним из самых востребованных типов трансмиссии разного класса. При этом существует несколько видов автоматических коробок передач (гидромеханическая АКПП, роботизированная и вариатор CVT).

Чтобы ездить на авто в различных режимах для удобства производители оснащают КПП, причем независимо от типа, похожими функциями и режимами. Например, спортрежим, зимний режим, режим экономии топлива и т.д. В этой статье мы поговорим о том, что такое Типтроник АКПП.

Содержание

  1. Что такое типтроник в машине
  2. Как правильно пользоваться коробкой типтроник
  3. Плюсы и минусы Tiptronic
  4. В итоги

Что такое типтроник в машине

В большинстве случаев современные автоматические трансмиссии имеют возможность ручного переключения передач, однако так было не всегда. Так вот, Tiptronic является запатентованным торговым названием данной технологии.

Режим Tiptronic впервые появился на АКПП в 1989 г., разработчиком является немецкий компания Porshe. С самого начала создавался данный режим для спортивных авто, чтобы добиться наиболее высокой скорости переключения передач благодаря минимальному смещению селектора (по сравнению с обычной МКПП).

В основу функции если просто, Типтроник позволяет водителю самостоятельно переключать передачи на АКПП, делая автомат похожим на механику, причем реализована максимально удобная возможность управлять коробкой в ручном режиме. Еще данная функция заметно расширяет возможности, так как водитель может контролировать динамику разгона, удерживать двигатель в нужном диапазоне оборотов, использовать прием торможения двигателем и т.д.

Не трудно догадаться, что с учетом всех преимуществ, после появления Типтроник на спортивных авто, позже эта функция стала доступна и на гражданских моделях. Автомобили концерна VAG с АКПП (Volkswagen , Audi, Porshe, Skoda и т.д.), а также роботизированной трансмиссией DSG или вариатором получили данную функцию под названиями Tiptronic, S-Tronic (Tiptronic S), Multitronic.

Также следует добавить, что данная функция с учетом всех ее преимуществ активно используется и другими производителями. Например, на различных моделях BMW она обозначена как Steptronic (Стептроник). Так или иначе, но среди рядовых обывателей любую коробку автомат с возможностью ручного переключения передач обычно принято называть Типтроник, причем независимо от производителя АКПП.

Сразу отметим, обозначение Типтроник часто понимается как особая уникальная конструкция АКПП. На самом деле это не так. Фактически, Tiptronic является режимом автоматической коробки передач применительно к классическим автоматам, роботам или вариаторам. Другими словами, речь идет всего лишь о дополнительной функции ручного переключения передач на АКПП.

Возникающий, частый вопрос автолюбителей, что лучше, автомат или Типтроник, является сформулированным не совсем правильно. Сама функция реализована таким образом, что водитель получает возможность самостоятельно повышать и понижать передачи. Сделать это можно при помощи рычага селектора коробки автомат. Также многие модели имеют специальные подрулевые переключатели (подрулевые лепестки).

Как правило, в месте расположения рычага селектора кроме стандартных режимов ( P-R-N-D) еще имеется отдельный паз с обозначениями «+» и «-» на панели. Дополнительно может присутствовать литера «M» (Manual, ручной). Такие же обозначения можно увидеть на подрулевых лепестках (в случае их наличия). Еще на рычаге селектора может быть выполнена отдельная кнопка в виде «качельки».

В любом случае, «+» и «-» указывает на возможность понизить и повысить передачу путем перемещения рычага селектора, нажатием на подрулевой лепесток или соответствующую кнопку на рычаге. Выбранная передача также отображается на панели приборов.

Если просто, сама функция Типтроник «зашита» в электронный блок управления АКПП, то есть нет никакой прямой механической связи селектора с коробкой передач по аналогии с МКПП. За работу режима отвечают специальные переключатели.

В селекторе АКПП может быть установлен 1, 2 или 3 переключателя, что будет зависеть от особенностей конструкции. Если рассматривать схему с тремя такими элементами, один переключатель необходим для активации режима, второй используется для перехода на повышенную передачу, а третий для понижения передачи.

После включения ручного режима, соответствующие сигналы поступают от переключателя в ЭБУ коробкой, где специальная программа начинает работать по заданному алгоритму. При этом за переключения передач отвечает блок управления.

Переход в ручной режим (включение ручного режима АКПП) на разных коробках автомат может отличаться. Все будет зависеть от типа установленной АКПП и ее функционала. На одних авто для перехода в ручной режим необходимо сначала перевести рычаг селектора в соответствующее положение. На других возможность ручного управления активируется только после перевода рычага из положения «D» в спортрежим «S».

Еще существует схема, когда после нажатия на подрулевые лепестки система сразу автоматически переводит коробку в ручной режим, то есть исключается необходимость каких-либо дополнительных манипуляций с рычагом селектора АКПП. Если же водитель определенный промежуток времени не использует ручное переключение, система переведет коробку обратно в полностью автоматический режим

Еще добавим, что реализация функции Tiptronic на бесступенчатом вариаторе CVT (например, Multitronic) представляет собой определенные запрограммированные передаточные числа, так как физические «ступени» в коробках передач данного типа попросту отсутствуют.

Как правильно пользоваться коробкой типтроник

Обычно управление типротроником выполняется при помощи рычага автоматической коробки передач. Но, некоторые модели могут быть оснащены подрулевыми переключателями или кнопками на руле.

Чтобы запустить функцию ручного переключения нужно сделать следующее:

⇒ Передвинуть рычаг КПП в правую или левую сторону, затем, этим же рычагом можно двигать вперед-назад, переключаясь на повышенную или пониженную передачу.

⇒ Если автомобиль оснащен подрулевыми переключателями или кнопками с обозначениями «+» и «-». То выполнять ручное переключение нужно именно с их помощью.

Если же водитель не будет пользоваться типтронником, то система будет функционировать в автоматическом режиме, как и обычная коробка автомат.

Плюсы и минусы Tiptronic

Если говорить о преимуществах АКПП с Типтроником, тогда следует отметить следующее:

⇒ Типтроник лучше при обгонах по сравнению с режимом кик-даун, так как при переходе в ручной режим не происходит переключения на повышенную передачу;

⇒ Наличие Tiptronic позволяет лучше контролировать автомобиль в экстренной ситуации (например, появляется возможность активно пользоваться приемом торможения двигателем в гололед);

⇒ Ручной режим АКПП позволяет тронуться со второй передачи без пробуксовки колес, что незаменимо при движении по бездорожью, грунтовым дорогам, по грязи, снегу, песку, на льду и т.д.;

⇒ Также Типтроник позволяет опытному водителю экономить горючее (особенно в сравнении с АКПП без такой функции);

⇒ Если водитель практикует агрессивный стиль езды, однако стремится приобрести машину с автоматом, тогда Типтроник можно считать оптимальным вариантом, так как это компромисс между АКПП и МКПП.

Что касается недостатков Типтроника, хотя это не отдельный тип АКПП, а всего лишь режим, конструкция коробки передач все равно становится сложнее. В случае ремонта АКПП Типтроник, это может повлиять на стоимость работ и цену запчастей.

Еще можно отметить, что постоянная агрессивная езда, которая становится вполне возможной в ручном режиме, может значительно сократить ресурс АКПП, ДВС, а также других агрегатов и узлов автомобиля.

На фото схема переключения с автомата в режим tiptronic

В итоги

Как видно, благодаря постоянному совершенствованию и расширению функциональности, на современных АКПП можно встретить много дополнительных режимов (например, режим Overdrive, спортрежим АКПП, экономичный, зимний и т.д.). Также часто встречается ручной режим коробки автомат, который обычно принято называть Tiptronic.

Данный режим удобен, при этом сегодня многие производители предлагают его не в качестве отдельной опции, а «по умолчанию». Другими словами, на конечную стоимость автомобиля наличие данной функции практически не влияет.

При этом режим ручного переключения передач только имитируется и фактически является полуавтоматическим. Это значит, что даже если водитель, например, попытается включить пониженную передачу на высокой скорости, переключение произойдет только в том случае, когда условия будут оптимальными для включения выбранной передачи.

С одной стороны, такая особенность является защитой АКПП и двигателя, однако с другой водитель все же не имеет полного контроля над трансмиссией (как в случае с МКПП).

Так или иначе, даже с учетом некоторых недостатков, Типтроник является полезной функцией, которая значительно расширяет возможности при управлении автомобилем с автоматической коробкой передач, а также позволяет в ряде случаев задействовать весь потенциал ДВС при такой необходимости (резкий старт, динамичная езда, затяжные обгоны, сложные дорожные условия и т.п.).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017–2018 Интернет издание «АВТОВИРАЖ.ru» E-mail: avtoviraj.ru @mail.ru